14 октября 2013

Архимандрит Нектарий ( Головкин)

о.НектарийАрхимандрит Нектарий (Головкин, в миру Николай Иванович) родился 24 мая 1954г. в пос. Карманово Смоленской области. В 1964г. с сем%20221~1ьей он переехал в Иркутскую область, где окончил среднюю школу и откуда был призван на срочную службу в армию в 1972г. Служил 2 года в Монголии. В 1974 г. Головкины переехали в Москву, где Николай поступил в исторический институт. А  в скором времени произошла его встреча с будущей супругой. Как вспоминает сам батюшка, он как-то сразу понял, что эта девушка — его вторая половинка, да и она, как выяснилось чуть позже, то же самое поняла для себя про него. Тянуть Николай не стал, и вскоре сделал Елене предложение, на которое та ответила согласием. И так получилось, что почти одновременно с обретением главного человека в своей жизни  юноша обрел и то главное, что сразу и навсегда наполнило его всего и всю его последующую жизнь : веру в Бога. А дело было так. Молодые люди гуляли по парку музея-заповедника «Коломенское», как вдруг хлынул дождь. Да такой сильный! Они — под одно дерево, под другое — не помогает. И тогда будущий архимандрит предложил невесте : «Лен,давай в церковь забежим!» И они  по высоким ступеням вбежали в храм Казанской иконы Божией Матери (в которой находится Державная икона Божией Матери, обретенная в день так называемого отречения от пресБезимени-8тола св. Царя НиколаяII.) Ну, стоят жених и невеста, обсыхают. А тут случился водосвятный молебен, и старенький батюшка как раз стал кропить присутствующих святой водой. Вспоминает о. Нектарий: «Поравнялся он со мной, и как даст мне водой в лицо ! Я встряхнулся, и… почувствовал  Бога. И с тех пор уже не мог пропустить без очень уважительной причины ни одной службы. Хотя до этого был и крещен во младенчестве бабушкой, но к церкви абсолютно равнодушен.»Так произошла встреча будущего пастыря с Богом, изменившая всю его жизнь. Пришло время свадьбы, и молодые отправились жить в Ленинград ,откуда была Елена. Поселились у ее родителей,на ул. Чайковского,позже переехали в новую квартиру на ул.Есенина,в Озерках.Николай стал прихожанином Спасо-Парголовского храма и духовным чадом о. Василия ( Лесняка), настоятеля этого храма. И в скором времени почувствовал, что хочет служить в Церкви. Обратился к о. Василию с этим, и тот сказал: «Коля, поступать в семинарию я тебя благословляю, но только если я тебе дам рекомендацию, тебя на пушечный выстрел туда не подпустят. Надо найти кого-то другого.» И нашли другого священника,к которому не было  приковано внимание власти. А нужно напомнить,что в те времена положение  Церкви в нашей стране несколько,мягко говоря,отличалось от нынешнего.Или, иными словами,она была негласно гонима и жестко контролируема советской властью во всех своих проявлениях. И тот священник,который действительно искренне и жертвенно служил Богу,был ею особенно не любим со всеми вытекающими последствиями: его инициативы всячески «зарубались»,на него выливались через СМИ потоки клеветы и т.д. Да и поступить в Семинарию человеку,скажем,уже учиБезимени-27вшемуся до того в ВУЗе было почти невозможно. «Мозги в попы» не пускали. А только недоучек, «недоумков», или корыстных молодых людей, выразивших готовность сотрудничать с властями за подачки и относительно тихое, комфортное существование. Все храмы и духовные ВУЗы находились под бдительным надзором уполномоченных по делам религии.Конечно, это все не могло не отразиться на ходе последующего возрождения Русской Церкви, которое идет уже 25 лет, но Господь никогда не оставит своей избранницы ( России), пошлет нужных людей в нужное время и место.Как это было и в тяжелые для нашей Церкви времена. Вот и будущий Безимени-7о.Нектарий ,имеющий в то время неполное высшее образование и духовного отца, ненавидимого властью,все же с Божией помощью поступил в Духовную Семинарию (позже — и в Академию), при чем сразу на второй курс. Тяжелое то было для него время: учеба серьезная, а у него — молодая жена и двое маленьких детей, которые хотят кушать. И приходилось Николаю работать дворником перед занятиями, да и еще находить другие всевозможные зароботки. Но все в этой, земной жизни,заканчивается. Закончилась и учеба в Семинарии. В 1984 г. Николая рукоположили во диакона, а в 1985 г. митр. Антоний( Мельников) рукоположил его во иереи. И поехал батюшка служить в с. Борисово, Новгородской обл. Приехал, а там храм -одна сплошная развалина… И о. Николай начал его восстанавливать. А в то время было необходимо обращаться за разрешением на реставрацию (да что там: на банальный ремонт) храма к уполномоченным, которые этого разрешения никогда почти не давали.Было негласное распоряжение властей храмы не восстанавливать. Но о. Николай проигнорировал эту данность, и в довольно короткий срок церковь в с. Борисово стала похожа на храм. В это время почил митр. Ленинградский и Новгородский Антоний( Мельников), и новым владыкой был назначен митр. Алексий( Редигер), будущий Патриарх. Поехал он осматривать свои владения, и по дороге ,случайно проезжая через с.Борисово,обратил внимание на восстановленный храм. А уж кому, как не вчерашнему Управляющему делами Московской Патриархии, было не знать о запрете властей на реставрацию храмов, тем более в селах, в которые иностранцев никогда не завозят! Он,понятно, был приятно удивлен и захотел познакомиться с «дерзким» молодым настоятелем. Состоялось знакомство, переросшее в многолетние теплые отношения.  А вскоре батюшку перевели в Тихвин, в храм «Крылечко», а еще через пару недель Новгородская часть Ленинградско-Новгородской епархии была выделена в самостоятельную епархию, и батюшка,таким образом, благодаря  «случайной» встрече с владыкой Алексием, остался в Ленинградской.  Около двух лет прослужил о. Николай в Тихвине, и его перевели Ленинград, вернее в г. Пушкин, назначив первым настоятелем Софийского собора, только что возвращенного Церкви. Но вскоре он переводится в храм св. благ. кн. Александра Невского на Шуваловском кладбище. А еще через пару лет батюшка,гуляя с семьей в Шуваловском парке, набрел на любопытное, сильно искареженное сооружение, похожее на остатки храма. О.Николай заинтересовался этой находкой, посидел в архивах и выяснил, что найденБезимени-1ное им сооружение — действ ительно бывший храм свв.апп. Петра и Павла, построенный в  1839 г. арх. А. Брюлловым  в готическом стиле, в память покойного мужа В.П.Шуваловой, француза А. Полье. И что храм изначально был православным. Батюшка обратился к митр. Иоанну( Снычеву) с просьбой разрешить ему восстанавливать храм и служить в нем. И владыка разрешил. Как вспоминает о.Нектарий: «Все друзья священники говорили мне, что только безумный священник может попроситься сюда. Вот я и оказался таким безумным священником.»  Ведь за счет кого живет храм? За счет прохожан и проезжан, за счет их пожертвований. А кто проезжает здесь? Храм стоит в полутора км от шоссе! Да плюс еще в состоянии полной развалины. Но — решение было принято, и батюшка в 1990 г. начинает служить в нем. И продолжает служить по сей день. Сейчас храму возвращен его первоначальный вид, и это один из интереснейших храмов города. Еще был, по благословению митр. Иоанна, построен деревянный Никольский храм на Северном кладбище,и начато и завершено строительство каменного Успенского храма на том же кладбище. Правда, когда было завершено строительство последнего, оба храма были отданы другому приходу. Так бывает. «Я за свою жизнь построил пять храмов, и все потом отобрали. Зато в каждом молятся за меня, как за  «строителя и благоукрасителя!» — улыбается батюшка. Вообще у него есть редкое, удивительное сочетание всегдашней активнейшей деятельности с готовностью всегда легко расстаться с результатом своей деятельности , если на то есть изъявление воли Божией, к%20344~1оторое он чутко улавливает, находясь во всегдашнем состоянии непрестанной сердечной молитвы. Иными словами, о. Нектарий всегда, и будучи белым священником, и, тем более, став монахом, хранил и хранит свое сердце, не позволяя ему привязываться ни к чему земному,всегда,во всех обстоятельствах жизни крепко,всецело уповая на все и вся содержащий Промысл Божий.IMG_0620 Помимо непосредственного служения в храме батюшка всегда вел активнейшую внехрамовую работу: окормлял  общества слепых, детские приюты и интернаты, личные составы военных кораблей.  В 1989 г. он нашел  в Казанском Соборе ( тогда — музее Религии и атеизма) мощи св. блг. Вел. кн. Александра Невского,которые сейчас находятся в  Лавре,и  мощи Соловецких преподобных, входил в комиссию по обретению мощей. В 2009 г. о. Нектарий был награжден Патриархом Кириллом орденом св. прп. Сергия Радонежского. Вместе с митр.Иоанном ( Снычевым) он создал общественную организацию Комитет Защиты Культуры, которую безсменно возглавлял с 1992 по 2013г. ( сейчас его возглавляет о.Сергий( Чечаничев), его ученик и бывший заместитель). Комитет восстанавливал храмы,памятники архитектуры и искусства, была создана «Дружина святости и чести» ,занимающаяся военно-патриотическим воспитанием подростков, Курсы Православных гидов и экскурсБезимени-32оводов(не с целью плодить этих самых гидов:  занятие бессмысленное, этим надо жить).А чтобы в такой вот форме целенаправленных занятий, малыми группами, воцерковлять общество) и т. д. В совет комитета входят учБезимени-33еные,художники, писатели, адмиралы.    Не так давно о.Нектарий учредил и возглавил Фонд развития славянской культуры и Православия. 13 августа 2009 г. почила супруга батюшки, матушка Елена, долго болевшая. Многие из тех, кто знали эту чудную пару, признавались,что боялись, узнав о ее кончине, увидеть батюшку: настолько они были единым целым.   В декабре 2010 г. о. Николай принял в Александро- Невской Лавре монашеский постриг, и стал иеромонахом Нектарием (в честь прп. Нектария Оптинского), и насельником Лавры. Но, чтобы «не сиротить чад», как  ска244зал после пострига владыка Назарий( Лавриненко), его оставили на приходе, обязав периодически служить и в Лавре.   А в апреле 2012 г. иеромонах Нектарий ( Головкин) был возведен в сан Архимандрита. И теперь его чада ждут с замиранием сердца Епископской хиротонии,вопрос о которой давно решен Св. Патриархом о Св. Синодом, и которая, слава Богу, все откладывается. Чада опасаются, что о. Нектария могут отправить в очень уж далекую епархию… Но — на все воля Божия. А пока о.Нектарий продолжает служить на своем приходе,духовно окормлять  сотни людей (у него в духовных чадах состоит даже настоятель одного из монастырей Ярославской епархии), помогает сыну и дочери воспитывать внука и двух внучек, старается чаще навещать 90-летнюю маму ( в Угличе), периодически «вырывается» с нами в паломнические поездки, пишет духовные песни и исполняет их время от времени в концертах, учится заочно в докторант%20326~1уре при Отделе Внешних Церковных Связей Московского Патриархата, куда был принят без экзаменов, по личному настоянию митр. Илариона (Алфеева), ректора. Одним словом, трудится духовно «на всех фронтах», не позволяя себе ни малейшего послабления. Просим Ваших молитв о нашем дорогом батюшке! C 26 августа 2014 указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия о.Нектарий освобожден от настоятельства в храме свв. первв. апп. Петра и Павла в Шуваловском парке и является клириком Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

13 декабря 2016 года митрополит Варсонофий подписал указ о назначении о. Нектария (Головкина) настоятелем прихода св. равноап. Кирилла и Мефодия на Канонерском острове. Сейчас идет подготовка к строительству храма.

Осенью 2016 года почила мама батюшки, просим молитв о упокоении р. б. Антонины.


Комментариев: 2

К записи "Архимандрит Нектарий ( Головкин)" 2 комментария

  1. Евгений:

    Спаси, Господи!
    Очень интересный и содержательный материал об Архимандрите Нектарии.
    Мы прихожане Покровской церкви в с. Борисово.
    В настоящее время настоятелем этого храма является о. Николай Епишев.
    Батюшка кроме богослужения в храме ведет большую православную работу
    с молодежью, организует интересные научные и исторические конференции…
    Рассказывает о своих паломнических поездках.
    Батюшка отдает много сил для поддержания храма в с. Борисово в достойном состоянии.

Оставить свой комментарий

Дизайн: WPROOT
Яндекс.Метрика