Страница записи

Паломничество

237123%20094 Велико предназначение России – быть хранительницей бесценного сокровища – Православия. А что такое «Православие»? Это значит «правильно славить Христа». Что и делали, в первые века по Вознесении Господнем, практически все христиане мира, составлявшие Единую Христову Церковь, разделённую территориально на поместные Церкви.

 Но впоследствии Римская Церковь впала в ересь и отошла от Единой Церкви, а ещё позднее ряд народов Северной и Центральной Европы отошли ещё дальше (протестанты), породив, в свою очередь, десятки  ответвлений и сект. А Восточная Православная Церковь так и осталась Православной, не смотря на многочисленные попытки западных «братьев» и хитростью и силой совратить её с узкого пути, ведущего в Жизнь.Более тысячи лет хранительницей Православия была Византийская империя, после падение которой (в 1453 г.) её место заняла Россия, и будет на сем месте до скончания века. Нелёгкая судьба у русской Церкви. В конце ХVII в. начался и почти 300 лет продолжался вызванный смещением акцентов внутренней, духовной жизни народа процесс расцерковления России. Но – Господь в очередной раз за тысячу лет показал, что не оставит избранницы Своей, явив великое чудо: Русская Церковь не погибла. Хотя по всем естественным признакам должна была это сделать. Однако чудо – это явление из области сверхъестественного. И мы все, живущие в России на рубеже XX-XXI в.в., являемся свидетелями этого Чуда. Правда, до уровня духовности и благочестия Русского народа, 4скажем, середины XVII в., нам ещё очень далеко, но ведь процесс расцерковления, повторюсь, шёл, неуклонно и упорно, 300 лет. Так что, конечно, нужно время, чтобы вернуть Святую Русь. А для этого необходимо, прежде всего, воцерковление общества.

Вот Общественный Комитет Защиты Культуры, созданный в 1992 году  митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычёвым), и бессменно возглавлявшийся (до недавнего времени)  архимандритом Нектарием (Головкиным), и старался делать всё возможное в этом направлении: была создана и продолжает работать «Дружина Святости и Чести», направленная на военно-патриотическое воспитание молодежи, работали Курсы «Православная Церковь и Русская Культура», был создан и продолжает функционировать экскурсионно-паломнический отдел, которым руководит с 2004 года и по сей день  Сердюк Дмитрий Евгеньевич (заочно закончил богословский факультет Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, в Москве), он же руководит и концертным отделом.

Сейчас, когда о. Нектарий прекратил (официально) руководство Комитетом (ввиду большой загруженности: он является руководителем издательства и печатни Александро-Невской Лавры, назначен директором Объединенного Музея Русской Церковной Истории Санкт-Петербургской митрополии, начинает строительство нового храма свв. равноап. Кирилла и Мефодия на Канонерском острове), возглавил Комитет Защиты Культуры так же Дмитрий Сердюк.   И при этом продолжает руководить  работой концертного и паломнического  отделов.   Остановимся на работе  последнего.       %20335~1                                           Дмитрий Евгеньевич участвовал (в 2006 году) в работе третьей общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», проходившей в Паломническом центре Отдела внешних Церковных связей Московского Патриархата, под председательством митрополита (тогда ещё) Смоленского и Калининградского Кирилла, где выступал  с докладом «Миссионерская составляющая современного Православного паломничества». Приведем выдержки из доклада (приводимый текст — это это несколько изменённый (в датах и деталях) доклад 2006 г, напечатанный в 2016 г. в одном из журналов): 

«В последние годы, слава Богу, активизировалось движение русских людей в сторону Православия. Всякая человеческая душа по природе своей христианка. А всякая русская душа – тем паче. Наши предки веками жили здесь, на земле, в напряжённом ожидании Жизни Будущего века, всем своим существом сознавая временность земной жизни. Отсюда и так высмеиваемая Западом «никчёмность» Русских людей.Имея %20221~1несметные природные богатства, огромные территории, талантливейших во всех областях людей  Россия, в то же время, никогда не отличалась особым материальным достатком, жила, мягко говоря, скромно. Однако те же западные  средневековые наблюдатели отмечали потрясающую набожность русских людей, для большинства которых, скажем, разница между монахом и мирянином состояла только в безбрачии первого и возможности вступления в брак для второго. А в остальном, как писал один восточный путешественник (Павел Алеппский), Россия жила «как один большой монастырь. Всё, о чём бы ни думал, что бы ни делал русский человек – всё он делает и думает во славу Божию». И это с изумлением писал  пра%20344~1вославный монах! Что уж говорить о прочих… И сейчас, повторюсь, после трехсотлетнего расцерковления России, завершившегося десятилетиями яростных гонений на всё Православное – Русская Земля вернулась на путь духовного восхождения, на путь Спасения. Хотя, конечно, говорить о выздоровлении слишком рано: кризис миновал пока, да и только. И вот тут уж всем нам, тем, кто волею Промысла прозрел, скажем, раньше других, необходимо немедленно, «засучив рукава», приниматься за нелёгкую, но такую нужную сейчас работу, направленную на воцерковление общества. Есть разные способы, виды этой работы. Я остановлюсь на том,  ради обсуждения которого мы здесь и собрались. То есть на организации Православного паломничества в современном Русском обществе. А, вернее, на его сейчас основном содержании: миссионерской составляющей. Постараюсь говорить предельно конкретно, основываясь на своём видении и, уже не малом, опыте. Наш экскурсионно-паломнический отдел при Общественном Комитете защиты Культуры в Санкт-Петербурге действует двенадцатый  год, за это время было совершено  трехсот пятидесяти поездок к Святыням России: в Оптину, Дивеево, на Вологодщину, Псковщину, %20326~1Новгородщину, в Московскую, Ярославскую, Тверскую, Владимирскую, Нижегородскую, Костромскую, Воронежскую, Липецкую, Курскую, Смоленскую, Калужскую, Тульскую епархии (и по нашей, конечно), еще и (неоднократно) на Соловки, в Белоруссию, Мордовию, Грузию, Израиль, на Украину (до «майдана»- регулярно…).

Состав групп всегда разнородный: есть люди давно и крепко воцерковленные, есть (и намного больше их) люди, делающие первые шаги в направлении Церкви. В этом уже есть, на мой взгляд, огромный плюс: люди церковные, общаясь с новичками, своей верой часто, как свеча свечу, зажигают последних. Но есть тут, конечно, свои определенные особенности в проведении поездки. То, что людям «бывалым» легко и радостно, то новичкам непонятно и тяжело. Это относится, скажем, к чтению канонов, акафистов, выстаиванию полных (особенно монастырских) служб. К человеку, делающему первые шаги, нужно относиться особенно бережно, безо всякого давления, не то можно сразу же и потерять новичка для Церкви, в лучшем случае, на долгие годы. Как начинающему, неокрепшему спортсмену нельзя навязывать тот же уровень тренировок, что и мастеру спорта, так и, тем более, в деле духовном: нужно соразмерять молитвенные нагрузки с уровнем человека. Нередко приходитс182я, к сожалению, слышать от молодых (и не очень) людей: «Да ну… Съездил я тут со службой… в паломническую поездку: всё время чего-то молились, по три-четыре часа на службах стоять приходилось». Стоишь, ничего не понимаешь, ноги болят, спину ломит… А захочешь выйти из храма – руководитель так посмотрит… Не, лучше  уж – ну его…» Так мы долго-долго будем идти к воцерковлению общества! А ведь столько сейчас всевозможных «организаций» рыскают «на подборе», и тех, кого мы невольно отвернули от Православия, с радостью завлекают к себе. И они уж «изогнутся», постараются заполучить и удержать бедолагу! Мы в своей практике, прежде всего, учитываем духовный уровень каждого паломника. А он, этот духовный уровень, повторяюсь, может быть – ох, каким разным! Скажем, при составлении маршрута, мы стараемся гостинIMG_0300ицу забронировать рядом с местом утреннего богослужения, чтобы человек мог сам для себя выбрать: идти к 5:30 на службу или поспать лишних пару часов. И для многих это очень важно. Теперь то, что касается самих гостиниц. Люди глубоко воцерковлённые могут (и даже охотно!) ночевать в храме на полу, на деревянных нарах, по 30-40 человек в комнате, даже сидя в стоящем автобусе. А новички, выросшие в городских условиях, да после долгих часов дороги, без уютного туалета, душа, постели с чистым бельем могут и приуныть. Далее: транспорт. Ну, мы предпочитаем перемещаться по маршруту в одном автобусе. Это создаёт и атмосферу соответствующую назначению поездки, и ощущение у паломников (что очень немаловажно!) внутреннего комфорта: эдакий дом на колесах (как домик на улитке). Что касается самого автобуса, то он не обязательно должен быть совершенно новым и супер комфортабельным, но и не, простите, вконец раздолбанным, ломающимся каждый час, ободранным «корытом». Должна быть некая золотая середина. И очень многое зависит от водителей (обязательно двоих!). Они должны быть настоящими профессионалами (это само собой), но и что очень важно, спокойными, добIMG_0620рожелательными. Сколько мне известно случаев, когда из-за раздраженного, капризного водителя терялся смысл поездки… Ну и, конечно, главное: содержание самой поездки: т.е. что говорить, какие фильмы показывать, где приглашать местных экскурсоводов, где обходиться своими знаниями. Тут, конечно, всё зависит от самого руководителя поездки (он же должен быть и автором-составителем маршрута, или соавтором. Главное, чтобы весь маршрут, его содержание и цель были целиком в голове руководителя). Это дело сугубо индивидуальное. А сам руководитель должен быть;

    1. желательно, с высшим богословским образованием;
    2. как минимум, являться для группы «мамой»;
    3. быть хорошим рассказчиком, коммуникабельным человеком с чувством юмора;23
    4. ну и, конечно, глубоко верующим.

 

Основная задача любой паломнической поездки по России заключается, на мой взгляд, в том, чтобы паломники смогли вдохнуть Святой Руси (которая некуда не исчезла), почувствовать её. И тут уже задача для руководителя: так скомпоновать точки маршрута, их взаимосвязь, найти такие слова и ракурсы, чтобы всё это работало на выполнение этой задачи…»

Опустим дальнейшую часть выступления,она —  для профессионалов.  Надеемся, что из приведенного текста Вы смогли составить представление, хоть какое -то, о том, зачем и как мы организовываем и и осуществляем паломнические поездки .

Дмитрий Сердюк: Добавлю еще,что все поездки осуществляются у нас под моим непосредственным руководством,ибо я убежден,что тот,кто поездку «зачал,выносил и родил» , кто за все отвечает,должен быть с группой от начала до конца.Наемной «няни» быть не может. Поэтому у нас нет «конвейера»,т.е. не может быть такого, что в одни и те же дни совершается две или даже четыре поездки. Каждая поездка для меня -родной,любимый ребенок. Поэтому,наверное,с нами некоторые ездят уж более семидесяти  раз. За одиннадцать лет мы провели более трехсот пятидесяти паломнических поездок по России, Украине, Беларуси, Израилю, Грузии. Особенно любимы нами  Оптина Пустынь,Сергиев Посад, Православная Москва,Киев,Чернигов,Псков, Соловки,Дивеево, Вологда,Воронеж. Ну, и Санкт
20%20%~1
-Петербург,конечно, в котором мы любим принимать гостей.

Паломнические поездки совершаются у нас в среднем дважды в месяц (дальние), бывают и ближние: по святыням Санкт-Петербурга, в Вырицу, Псков, Валдай, Новгород, Тихвин, на Свирь и т.д. Мы не планируем их на месяцы вперёд. На сайте вы можете познакомиться с ближайшими планами. А о каких-либо дальнейших поездках, или о повторении указанных в будущем, вы можете узнать по телефону:  8-911 288-98-44,  

     Эл. почта:    palomnik-chomba@mail.ru

072Также мы рассмотрим Ваши пожелания, предложения по поводу маршрутов, сроков поездок и т.д. К тому же, если у Вас  есть группа (даже в 8-10 человек: друзей, знакомых, коллег, соседей и т.д.) желающих съездить по  тому или иному маршруту, то мы доукомплектуем Вашу группу, и – поедем!

Дизайн: WPROOT
Яндекс.Метрика